Дошкольное образование

Образовательный процесс в дошкольном звене муниципального казённого образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Анжеро – Судженского городского округа «Детский дом № 35» осуществляется по с учебному плану, который разработан в соответствии с:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";8

- Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011г. № 2562;

- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.03.2003 № 24 и изменениями № 1 к СанПиН 2.4.1.2660 - 10 от 20.12.2010 № 164

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

- Уставом муниципального казённого образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Анжеро – Судженского городского округа «Детский дом № 35».

Содержание образовательного процесса определяется основной общеобразовательной программой казённого образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Анжеро – Судженского городского округа «Детский дом № 35» , «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и переработанным вариантом этой программы примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы».

Содержание воспитательно - образовательного процесса включает совокупность образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Образовательная область «Здоровье» реализуется через интеграцию всех образовательных областей.

Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных компонентов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение) с учетом принципа интеграции образовательных областей («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»).

Развитие детей по познавательно-речевому направлению осуществляется через реализацию областей «Коммуникация», «Познание» в непосредственно образовательной деятельности: «Развитие речи», «Обучение грамоте», « Художественная литература, «Конструирование» в непосредственно образовательной деятельности 1 раз в неделю; «Фомирование элементарных математических представлений» в средней и старшей группах 1 раз в неделю, в подготовительной группе 2 раза в неделю.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников осуществляется через реализацию областей «Художественное творчество» и «Музыка» в непосредственно образовательной деятельности: « Изобразительная деятельность» (рисование) проводится 1 раз в неделю. Художественный труд» (лепка, аппликация) проводятся 1 раз в неделю, чередуясь; «Музыкальное развитие» - 2 раза в неделю.

Через интеграцию образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы» и организацию самостоятельной деятельности продолжается работа по художественно-эстетическому развитию детей.

Социально-личностное развитие детей осуществляется через реализацию образовательных областей: «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Социализация» в непосредственно образовательной деятельности «Окружающий мир» 1 раз в неделю и интеграцию других областей в совместной деятельности педагога и детей.

При построении воспитательно - образовательного процесса учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей. Это способствует тому, что основные задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области («Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Социализация, «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка») решаются и в ходе реализации других образовательных областей.

Содержание психолого-педагогической работы по физическому направлению («Физическая культура», «Здоровье»)

«Физическая культура»

Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

«Здоровье»

Цели: охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

воспитание культурно-гигиенических навыков;

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Перечень программ и технологий

Технологии и пособия

по проблеме: «Физическая культура» «Здоровье»

-Физическое воспитание в детском саду / Э.Я. Степаненкова. –

М.: Мозаика-синтез, 2004.

-Теория и методика физического воспитания и развития

ребенка / Э.Я. Степаненкова. – М.: Аcademia, 2001.

-Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. –

М.: Мозаика-синтез, 2000.

-Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных

образовательных учреждений / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева,

М.А. Рунова. – М.: Мозаика-синтез, 1999.

-Физическая культура – дошкольникам / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2004.

- Физическая культура в младшей группе детского сада /

Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2005.

-Физическая культура в средней группе детского сада /

Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2005.

- Физическая культура в старшей группе детского сада /

Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2005.

-Физическая культура в подготовительной группе детского

сада / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2005.

-С физкультурой дружить - здоровым быть / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.

-Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном

учрежлении / Н.С. Галицына. – М.: Скрепторий, 2004.

-Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет / Л.В. Яковлева,

Р.А. Юдина. – М.: Владос, 2003.

-Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном

учреждении / А.П. Щербак. – М.: Владос, 1999.

-Физкультурные праздники в детском саду / В.Н. Шебеко,

Н.Н. Ермак. – М.: Просвещение, 2003.

-Подвижные игры и игровые упражнения для

детей 5-7 лет / Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2002.

-Лечебная физкультура для дошкольников / О.В. Козырева. – М.: Просвещение, 2003

-Воспитание здорового ребенка / М.Д. Маханева. – М.: Аркти, 1997.

-Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях

детского сада / Л.В. Кочеткова. – М.: МДО, 1999.

-Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском

саду / Под ред. Т.С. Яковлевой. – М.: Школьная пресса, 2006.

Содержание психолого-педагогической работы по направлению социально-личностного развития («Социализация», «Труд», «Безопасность»)

«Безопасность»

Цели: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

«Социализация»

Цели: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

развитие игровой деятельности детей;

приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

«Труд»

Цели: формирование положительного отношения к труду

через решение следующих задач:

развитие трудовой деятельности;

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Перечень программ

и технологий «Безопасность»

1. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева,

О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.

2.Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности

детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева,

Р.Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.

Перечень пособий

1.Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках:

Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48 с.

2.Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего

дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина,

М.Д. Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

3.Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2000.

6.Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для средн. И ст. возраста:

Кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина,

Л.А. Кондрыкинская и др. - М.: Просвещение, 2005.

Перечень программ и технологий «Социализация»

Программы:

  1. «Я – человек». – Козлова С.А. М.: Школьная Пресса, 2004.

  2. «Дружные ребята» / Р.С. Буре и др. – М.: Просвещение, 2002.

  3. «Одаренный ребенок» / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко и др. – М., 1995.

  4. «Юный эколог» // Николаева С.Н. В кн.: Юный эколог: Программа и условия ее

реализации в дошкольном учреждении. - М., 1998.

5. «Я-ТЫ-МЫ» / О.Л.Князева,Р.Б.Стеркина- М: Просвещение, 2008.

6.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

7.Смирнова Е.О., Богуславская З.М. Развивающие игры для детей. – М.: Просвещение, 1991.

Перечень пособий

  1. Белая К.Ю., Кондрыкинская Л.А. Патриотическое воспитание.

Учебно-методическое пособие). – М.: Элти-Кудиц, 2002.

  1. Буре Р. Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в деятельности

на занятиях. Социальное развитие ребенка: Спецкурс. / Под ред. О.Л. Зверевой. – М., 2004.

  1. Буре Р. Основные положения программы воспитания гуманных чувств и отношений

у дошкольников. Дошкольное образование: история, традиции, проблемы и перспективы

развития. Сборник научных трудов. – М., 1997.

  1. Буре Р., Островская Л. Воспитатель и дети. – М., 1979.

  2. Козлова С.А. «Я – человек». Программа социального развития ребенка.

М.: Школьная Пресса, 2003.

  1. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о Москве. – М.: Ижица, 2004.

  2. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду.

М.: ТЦ Сфера, 2010.

  1. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. Дошкольникам о защитниках Отечества.

М.: ТЦ Сфера, 2005.

Пособия по игровой деятельности:

  1. Арнаутова Е.П. Опрос как метод изучения семейного воспитания дошкольников.

М.: ДОМ, 2007.

  1. Артамонова О. Предметно-пространственная сфера: ее роль в развитии личност

. // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 4. – С. 37.

  1. Доронова Т., Доронов Е. Развитие детей в театрализованной деятельности:

Пособие для воспитателей. – М., 1997.

  1. Короткова Н., Кириллов И. Макет как элемент предметной среды для сюжетной

игры старших дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 6. – С. 9.

  1. Михайлова З. Игровые задачи для дошкольников. – СПб., 1996.

  2. Николаева С. Игра и экологическое воспитание. // Дошкольное воспитание.

1994. - № 12. – С. 37.

  1. Николаева С. Место игры в экологическом воспитании. – М., 1996.

Перечень программ и технологий «Труд»

Программы:

1.Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для

работы с детьми 2-7 лет ./ Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова.

М.: Мозаика-Синтез, 2005.

2.Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду.

Авторская программа. / Л.В. Куцакова. – М.: Совершенство,1999.

3. Программа «Юный эколог» / Николаева С.Н. // В кн.: Юный эколог

и условия ее реализации в дошкольном учреждении. – М., 1998.

 

4.Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью.

5.Глава 7 «Роль взрослого человека в процессе приобщения детей к социальной

действительности». Учебное пособие./ С.А. Козлова. – М.: Академия, 1998.

6.Нравственно-трудовое вогспитание ребёнка- дошкольника.

Пособие для педагогов. / Л.В.Куцакова. – М.: Владос, 2003.

7.. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие./

А.Д.Шатова. – М: Пед. общество России, 2005.

8. Ребёнок за столом. Методическое пособие. Глава »Дежурство». / В.Г.Алямовская и др.

М: Сфера, 2005.

9.Культура поведения за столом. Глава «Мы с Вовой дежурим по столовой».

/ В.Г. Алямовская, К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина и др.- М.: Ижица, 2004.

10. Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей /

Л.В. Куцакова. – М: Просвещение, 1990.

11.Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т.В. Потапова – М: Сфера,2005.

(Серия «Вместе с дошкольниками»).

12. Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников. / О.В.Дыбина. –

М: Сфера, 2001.

13. Ознакомление дошкольников с секретами кухни. Сценарии игр-занятий. / Под

ред.О.В.Дыбиной. – М: Сфера, 2003.

Содержание психолого-педагогической работы по направлению познавательно – речевого развития («Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»)

«Познание»

Цели: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей

через решение следующих задач:

сенсорное развитие;

развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

формирование элементарных математических представлений;

формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

«Коммуникация»

Цели: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми

через решение следующих задач:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами речи.

«Чтение художественной литературы»

Цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:

формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

развитие литературной речи;

приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Перечень пособий (развитие речи, математика) «Познание»

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет.

М.: Мозаика-Синтез, 1999.

  1. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры со звучащим словом.

М., 2009.

  1. Дьяченко О.М. Понимаете ли вы своего ребенка? Советы

психолога: Кн. для родителей. – М.: просвещение,

Учебная литература, 1996.

  1. Новикова В.П. Математика в детском саду.

Подготовительная группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

  1. Новикова В.П. Математика в детском саду.

Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

  1. Новикова В.П. Математика в детском саду.

Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

  1. Новикова В.П. Математика в детском саду.

Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

  1. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Воспитание ребенка

-дошкольника. – М.: Владос, 2008.

Развивающие занятия с детьми 2-3 лет /

Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.

  1. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет /

Под ред. Л.А. Парамоновой. – М., 2009.

10.Развивающие занятия с детьми 4-5 лет.

/ Под ред. Л.А. Парамоновой. – М., 2009.

11.Развивающие занятия с детьми 5-6 лет /

Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.

11.Развивающие занятия с детьми 6-7 лет /

Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.

Перечень программ и технологий (конструирование)

  1. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском

саду: Программа и конспекты занятий. М.,2007

  1. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного

материала. М.2006.

  1. Парамонова Л.А.Развивающие занятия с детьми 2-3,3-4,

4-5, 5-6,6-7 лет.

4.Разделы «Конструктивная деятельность» включены в

следующие программы:

- Программа воспитание и обучение в детском саду. /

Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой.

- М.: Мозаика-Синтез, 2005.

- Цветные ладошки. / И.А.Лыкова. – М., 2007.

- Росинка. / Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова. - М., 2003.

Перечень пособий

  1. Куцакова Л.В. Творим и мастерим. Ручной труд:

Пособие для педагогов и родителей. –М., 2007.

  1. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого

конструирования в детском саду: Учебное пособие

для студентов высших педагогических заведений. – М., 2002.

Перечень пособий и технологий «Коммуникация»

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.

М.: Просвещение, 1985.

  1. Грамматические игры в детском саду: Методические

рекомендации в помощь воспитателям дошкольных

учреждений / Сост. Г.И. Николайчук. – Ровно, 1989.

  1. Занятия по развитию речи в детском саду /

Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993.

  1. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки.

М.: Просвещение, 1985.

  1. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для

дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой.

М.: Просвещение,1966.

  1. Скажи по-другому / Речевые Иры, упражнения, ситуации,

сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. – Самара, 1994.

  1. Занятия по развитию речи /Под редакцией О.В. Гербовой,

2010 год

Перечень пособий «Чтение художественной литературы»

  1. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой.

М.: Сфера, 1998.

  1. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-5 лет

с литературой. – М., 2010.

  1. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 5-7 лет

с литературой. – М., 2010.

Содержание психолого-педагогической работы по направлению художественно – эстетического развития («Художественное творчество», «Музыка»)

«Художественное творчество»

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении

Задачи:

развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественные конструирование и труд);

развитие детского творчества;

приобщение к изобразительному искусству.

«Музыка»

Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

развитие музыкально-художественной деятельности;

приобщение к музыкальному искусству.

- развитие музыкальности детей;

- развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

- развитие музыкально-художественной деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству.

Перечень программ и технологий «Художественное творчество»

  1. Казакова Т.Г. «Рисуем натюрморт»(5-8 лет),

«Цветные пейзажи»(3-8 лет)

  1. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания,

обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».

- М.: Карапуз-дидактика, 2007.

  1. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет

«Красота.Радость. Творчество» / Комарова Т.С.,

Антонова А.В., Зацепина М.Б. - М., 2002.

4.Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности

в детском саду (средняя, старшая группы).

М.: Владос, 2001.

Перечень пособий

  1. Грибовская А.А. Детям о народном искусстве.

  2. Грибовская А.А. Аппликация в детском саду (в 2-х частях).

  3. Грибовская А.А. Дошкольникам о графике, живописи,

архитектуре и скульптуре. – М. МИПКРО, 2001.

  1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность

дошкольников. – М.: Академия, 1997.

  1. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении

дошкольников изобразительной деятельности.

М.: Просвещение, 1995.

  1. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. – М., 2002.

  2. Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности

в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада.

- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991.

  1. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском

изобразительном творчестве. – М.: Пед. общество

России, 2002.

  1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность:

планирование, конспекты занятий, методические

рекомендации (младшая, средняя, старшая,

подготовительная группы). – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.

  1. Лыкова И.А. Изобразительное творчество в

детском саду. Занятия в изостудии.

М.: Карапуз-Дидактика, 2007.

11.Лыкова И.А.художественный труд в детском саду:

4-7 лет. – М.: Карапуз-Дидактика, 2006.

Перечень программ и технологий «Музыка»

1.Коренева Т.Ф. «В мире музыкальной драматургии».

М., «Владос», 1999.

2.Красота. Радость. Творчество. Программа /

сост. Комарова, Т. С., Антонова А.В., Зацепина, М. Б.,

Испр. и доп. – М., 2002.

3.Мерзлякова С.И. «Волшебный мир театра».

Программа развития сценического творчества детей

средствами театрализованных игр и игровых представлений»

М.: «Владос», 1999.

4.Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская

программа и методические рекомендации.

М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

(Музыка для дошкольников и младших школьников.)

5.Циркова Н.П. «В мире бального танца». Программа

развития творческих способностей детей средствами

танцевального искусства. – М.: «Владос», 1999.

Перечень пособий

Коренева Т.Ф., «Музыкально-ритмические движения

для детей дошкольного и младшего школьного возраста»

в 2частях. – Учеб.-метод. пособие.

(Воспитание и дополнительное образование детей). –

(Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки).

- М.: Гуманит. изд.центр «ВЛАДОС», 2001. – ч.1. – 112с.:

ноты.

Петрова В.А. Музыка-малышам. – М.: Мозаика-Синтез, 2001.

Петрова В.А., Мы танцуем и поем. – М.: Карапуз, 2003.

Т.Ф. Коренева «Музыкально - ритмические движения

для детей дошкольного и младшего школьного возраста»

в 2частях. – Учеб.-метод. Пособие.

(Воспитание и дополнительное образование детей). –

(Б-ка музыкального руководителя и педагога музыки).

- М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – ч 1. – 112с.:

ноты.

Методическое обеспечение программы В.А. Петровой

«Малыш»:

В.А. Петрова МУЗЫКА-МАЛЫШАМ. – М.: Мозаика-

Синтез, 2001.

В.А. Петрова «Мы танцуем и поем». – М.: «Карапуз», 1998.

«Хрестоматия музыкального репертуара» (сост. В. А.

Петрова). – М.: Центр «Гармония», 1995.

Пособия для педагогов

Аудиокассеты с записями музыкальных произведений

(сост. В. А. Петрова). – М.: ГДРЗ, 1995.

Методическое обеспечение программы О.П. Радыновой

«Музыкальные шедевры»

О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей»

в двух частях. – М.: «Владос», 1997.

«Баюшки-баю». Методическое пособие.

М.: «Владос», 1995.

Пособия для педагогов

О.П. Радынова «Беседы о музыкальных инструментах».

Комплект из 3 аудиокассет с дидактическим альбомом.

М., 1997.

«Мы слушаем музыку». Учебное пособие.

Комплект из 6 аудиокассет с методическими

рекомендациями (сост. О. П. Радынова). – М.: 1997.

Шестой год жизни. – М.: «Виоланта», 1998.

Пособия для педагогов

Аудиокассеты с записями произведений камерной

и оперной музыки. Пятый год жизни. – М.:

Центр «Гармония», 1993.

Аудиокассеты с записями камерной и оперной музыки.

Шестой год жизни. – М.: «Виоланта», 1998.

Коррекция речи у детей ведется с пяти лет по программам:

-«Программа обучения и воспитания детей пятилетнего возраста с общим недоразвитием речи» Т. Б. Филичевой, Г. А. Каше,

- «Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи» (подготовительная к школе группа) Г.А. Каше, Т.Б.Филичевой.

- « Программа обучения и воспитания детей с ФФН» (старшая группа) Т.Б Филичевой, Г.В. Чиркиной.

- «Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с ОНР»Т.Б Филичевой, Г.В. Чиркиной.

- «Коррекционное обучение и воспитание детей шестилетнего возраста с ОНР»Т.Б Филичевой, Г.В. Чиркиной.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 утверждены и введены в действие « Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

На основе федеральных требований разработана основная общеобразовательная программа дошкольного звена МКОУ ДС «ДД №35» . Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) разработана и реализуется в образовательном учреждении на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А.Васильевой, Т.С.Комаровой и переработанным в соответствии с действующими ФГТ вариантом этой программы «От рождения до школы» под редакциией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А.Васильевой. В Программе определено содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Она направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей. Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Программа соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики. Она обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста. Программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Программа состоит из двух частей:

1) обязательной части;

2)вариативной части , формируемой участниками образовательного процесса.

Обязательная часть Программы реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Учитывая интересы детей и условия МКОУ ДС «ДД №35», в вариативную часть включены факультативы: «В мире слов и предложений» и «Моя профессия»».

Обе части реализуются во взаимодействии, органично дополняя друг друга, и направлены на всестороннее физическое, социально-личностное, познавательно-речевое развитие детей. Соотношение инвариантной и вариативной частей соответственно: старший возраст -80% и 20%, подготовительный возраст – 82% и 18%.

Обязательная часть Программы содержит следующие разделы:

1) пояснительная записка;

2) организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;

3) содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка";

4) содержание коррекционной работы

5) планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

6) система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Система мониторинга достижения детьми планируемых

результатов освоения основной общеобразовательной программы

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в декабре и мае). В проведении мониторинга участвуют педагоги, психологи и медицинские работники.

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком общеобразовательной программы и влияние образовательного процесс на развитие ребенка.

При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о

ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два

компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития.

Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание

результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского

развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

Мониторинг образовательного процесса

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы.

Анализ карт развития позволяет оценить эффективность реализации общеобразовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.

Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на

основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.

В ходе мониторинга заполняется таблица «Мониторинг образовательного процесса»

Мониторинг образовательного процесса

Уровни усвоения «Программы воспитания и обучения в детском саду»

воспитанниками МКОУ ДС «ДД №35»за 2012 – 2013 учебный год

Уровень усвоения

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям

 

Здоровье

Физичес-кая культура

Социализация

Труд

Безопасность

Познание

Коммуникация

Чтение худож. лит-туры

Художественное твор-ство

Музыка

Итого

Высокий

2ч.-7%

3ч. – 10%

0 ч.

2ч.-7%

0 ч.

0 ч.

3ч.-10%

0 ч.

0 ч.

1ч.-3%

4%

Выше среднего

6ч.-21%

7ч. – 24%

3ч. – 10%

2ч.-7%

3ч.-10%

3ч.-10%

0 ч.

3ч.-10%

3ч.-10%

3 ч.-10%

11%

Средний

13ч.-45 %

11ч. – 38%

8ч. – 28%

12ч.-42%

11ч. –38%

11ч. –38%

7ч. – 24%

11ч. –38%

11ч. –38%

13ч.-45%

37%

Низкий

8ч. – 28%

4ч. – 14%

14ч. –48%

10ч-34%

15ч.-52%

12ч.-42%

13ч.-45%

9ч.-31%

11ч. –38%

10ч.-34%

37%

Низший

0ч.

4ч. – 14%

4ч. – 14%

3ч.-10%

0 ч.

3ч.-10%

6ч.-21%

6ч.-21%

4ч. – 14%

2ч.-7%

11%

 Мониторинг детского развития

Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств)

осуществляется педагогами, психологом дошкольного учреждения и медицинскими работниками. Основная задача этого вида мониторинга -выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Диагностика познавательных способностей включает диагностику перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей.

Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а также выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме. Особое внимание уделяется диагностике построения высказывания ребенка и диагностике межличностных отношений внутри группы.

Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка, в частности —эмоционального принятия или отвержения ситуации, которая сложилась в дошкольном учреждении, умения действовать, планировать сложные действия, а также распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.

Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. На основе проведенных методик составляется индивидуальная карта развития каждого ребенка и выстраивается индивидуальная траектория развития.

В ходе мониторинга детского развития педагог при участии психолога и медицинского работника заполняет таблицу «Мониторинг детского развития»

психолога и медицинского работника заполняют таблицу «Мониторинг детского развития»

Мониторинг детского развития воспитанников дошкольного звена МКОУ ДС «ДД №35»

за 2012 – 2013 учебный год

Дата проведения мониторинга май 2013 года.

Группа

Уровень развития интегративных качеств

Итоговый результат

Физическое развитие

Любознательность, активность

Эмоциональность, отзывчивость

Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми

Спос собность управлять своим поведением и планировать свои действия

Способность решать интелле-ные и личностные задачи

Представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Овладение предпосылками учебной деятельности/ необх. умен. И навык.деят-ти.

Подготовительная к школе группа

Выс-3-43%

Сред-2-29%

Низк-2-29%

В ср -4-57%

Сред-3-43%

Выс-3-43%

В.ср- 2-29%

Ср-1-14%

Н.ср -1-14%

Выс-3-43%

В.ср-1-14%

Ср.-1-14%

Н.ср-1-14%

Низ-1-14%

В.ср-3-43%

Ср.-2-29%

Н.ср-1-14%

Низ-1-14%

В.ср-43%

Ср-1-14%

Ни 3-43%

Выс-3-43%

В.ср-1-14%

Ср-1-14%

Низ -2-29%

В.с.3-43%

Ср. 1-14%

Н.с-1-14%

Ни- 2-29%

Выс- 22%

Выш.ср -30%

Средн-20%

Ниж ср-12%

Низк-16%

Старшая группа

Средн- 7-100%

Ср-6-86%

Низк-1-14%

Сред-5-72%

Низ-28%

Ср-5-72%

Низ-28%

Ср-4-57%

Низ-3-43%

Ср-3-43%

Низ4-57%

Ср-4-57%

Низ-3-43%

Ср-3-43%

Низ4-57%

Ср-71%

Низк-29%

Средняя группа

Средн-5-38%

Низк 8-62%

Сред-3-23%

Низ-10-77%

Сред-5-38%

Низ- 8 -62%

Сре-6-46%

Низ-7-54%

Ср-2-15%

Ни-11-85%

Ср-3-23%

Н-10-77%

Ср-3-23%

Н-10-77%

Ср-6-46%

Ни-7-54%

Ср-32%

Ни


© 2017 МКОУ ДС "ДД "Росток"